Физическая активность школьников

Забота о собственном здоровье — это личная ответственность каждого, которую нельзя перекладывать на других. Каким бы развитым ни было здравоохранение, оно не способно избавить каждого человека от всех возможных заболеваний. Мы сами кузнецы своего здоровья, за который нужно бороться. С самого детства следует приучать себя к активному образу жизни: закаляться, заниматься физическими упражнениями и спортом, соблюдать правила гигиены, — в общем, достигать подлинной гармонии здоровья разумными методами. Здоровье является первостепенной потребностью человека, определяющей его трудоспособность и способствующей гармоничному развитию личности. Одной из важнейших естественных потребностей человеческого организма является двигательная активность, или движение.

Двигательный режим — это систематический процесс выполнения физических упражнений на протяжении всей жизни человека, с постепенной корректировкой задач и методов, в зависимости от возраста, состояния здоровья и уровня подготовки.

В массовой оздоровительной физкультуре выделяют несколько видов двигательных режимов:

  • Щадящий (или режим лечебной физической культуры): предназначен для людей с ограниченными возможностями здоровья или хроническими заболеваниями. Основной задачей является восстановление и поддержание здоровья без перегрузок организма.
  • Оздоровительно-восстановительный: включает умеренные физические нагрузки, направленные на общее укрепление здоровья и восстановление после болезней или травм.
  • Общей физической подготовки: направлен на поддержание общего уровня физической активности и улучшение функционирования различных систем организма. Включает разнообразные упражнения, улучшающие выносливость, силу, гибкость и координацию.
  • Тренировочный: включает систематические и интенсивные тренировки, направленные на значительное улучшение физической подготовленности и достижение высокого уровня физической работоспособности.
  • Поддержание тренированности и долголетия: предназначен для людей, уже достигших высокого уровня физической подготовки, и направлен на поддержание достигнутых результатов и продление активного долголетия.

Важное отличие двигательных режимов от спортивной тренировки заключается в том, что они не ориентированы на достижение спортивных результатов и рекордов. В каждом из режимов используются три вида адаптации:

  • Развивающий: направлен на повышение физических возможностей организма.
  • Оздоровительный: укрепляет здоровье и повышает общую сопротивляемость организма.
  • Коррегирующий: исправляет недостатки физического развития и здоровья.

Режимы отличаются не только задачами, но и контингентом занимающихся. Важным фактором является также соблюдение баланса между двигательной активностью и остальными видами активности, особое внимание уделяется детям и подросткам.

Исследования гигиенистов показывают, что до 82–85% дневного времени большинство учащихся проводят в статическом положении, например, сидя за партой или у компьютера. У младших школьников произвольная двигательная активность (ходьба, активные игры) занимает лишь 16–19% времени суток, из которых на организованные формы физического воспитания приходится всего 1–3%. С переходом в старшие классы общая двигательная активность учащихся снижается почти на 50%. Особо критическим становится этот показатель при дистанционном обучении, где двигательная нагрузка еще больше уменьшается.

Поэтому правильная организация двигательного режима, начиная с детского возраста, важна для поддержания здоровья и формирования привычки к активному образу жизни.

Последствия недостаточной двигательной активности, особенно у школьников, могут иметь серьезные и разнообразные последствия для их растущего организма.

Последствия недостаточной двигательной активности, особенно у школьников, могут иметь серьезные и разнообразные последствия для их растущего организма. Недостаток физической активности приводит к снижению тонуса сердечной мышцы, что уменьшает ее эффективность. Ухудшается кровообращение, так как сердечная мышца ослабляется и не может эффективно перекачивать кровь, что может вызвать застой крови в сосудах. В результате снижается артериальное давление, сердце не работает на полную мощность, что вызывает общую слабость и усталость, развивается гипоксия, снижается снабжение тканей кислородом, что негативно влияет на работу всех органов и систем организма.

Уменьшается амплитуда дыхательных движений: мышцы, участвующие в дыхании, теряют свою силу и эластичность. Легкие не могут полностью наполняться и освобождаться от воздуха, что приводит к одышке и снижению общей выносливости. Работоспособность снижается, школьники быстрее устают и не могут долго выполнять физические или умственные задачи. Недостаточная активность способствует накоплению жировой ткани, мышцы кора ослабляются, что приводит к неправильной осанке и нарушенной координации. Суставы и мышцы начинают болеть из-за недостаточного движения.

Нерегулярные физические нагрузки ведут к замедлению перистальтики кишечника, вызывая задержку пищи и запоры. Метаболизм замедляется, что может привести к ожирению и связанным с этим проблемам, происходит дисбаланс в белках, жирах, углеводах. Ограниченная физическая активность вызывает ухудшение когнитивных функций, проблемы с вниманием и памятью. Недостаток движения может вызвать проблемы с засыпанием и нервозностью.

Отсутствие движения способствует застою крови и лимфы в органах малого таза, приводящее к нарушению полового созревания из-за изменений гормонального фона. Мышцы и нервные окончания становятся менее чувствительными и точными, ухудшается мышечная чувствительность и координация движений. Нервная система плохо контролирует обменные процессы в клетках, что ослабляет иммунную систему, снижая устойчивость к болезням. Недостаток физической активности приводит к снижению общей энергии и мотивации, учащиеся чувствуют усталость в течение дня. Всё вышеперечисленное подчеркивает важность регулярной физической активности для школьников, поддерживающей их здоровье и оптимальное развитие.

Физическая активность имеет исключительное значение для поддержания здоровья и общего благополучия человека. Регулярные физические упражнения благоприятно влияют на различные аспекты здоровья, включая улучшение работы пищеварительной системы: они стимулируют перистальтику кишечника, что способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи, предотвращая проблемы, такие как запоры и синдром раздраженного кишечника. Активное движение ускоряет метаболизм, что положительно сказывается на процессе пищеварения и усвоения питательных веществ. Физическая активность также укрепляет сердечно-сосудистую систему, а увеличение частоты сердцебиения во время упражнений способствует укреплению сердечной мышцы, повышая ее выносливость и эффективность. Улучшенное кровообращение снижает и профилактирует риск сердечно-сосудистых заболеваний. В дыхательной системе физическая нагрузка увеличивает жизненную емкость легких, улучшая их подвижность и вентиляцию, а также способствует очищению дыхательных путей от слизи и патогенов, что помогает предотвратить респираторные заболевания.

С эмоциональной и психологической точки зрения, физическая активность улучшает настроение благодаря выработке эндорфинов, снижает уровень стресса и тревожности, повышает самооценку и чувство уверенности в себе, помогая бороться с депрессией и другими психологическими проблемами. Занятия спортом с детства формируют здоровые привычки, создавая баланс между учебной и физической активностью, что способствует лучшей концентрации и эффективности в учебе, а также позитивному отношению к спорту и физической активности в будущем. Долгосрочное воздействие физической активности выражается в профилактике хронических заболеваний, таких как диабет, ожирение, остеопороз, и способствует продлению активного долголетия, поддерживая физическую и ментальную активность на высоком уровне на протяжении всей жизни.

Таким образом, физические упражнения играют ключевую роль в поддержании здоровья и улучшении качества жизни. Регулярная физическая активность должна стать неотъемлемой частью ежедневного режима каждого человека, начиная с детства, для достижения долгосрочных положительных результатов и сохранения здоровья на протяжении всей жизни.

Литература:

  1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. и др. «Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века».
  2. Алямовская Н. «Как воспитать здорового ребёнка».
  3. Вайцеховски С.М. Книга тренера. — М.: Физкультура и спорт, 2011. — 278 с.
  4. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. — Мн.: Народная асвета, 2011. — 88 с.
  5. Козин А.М. Здоровьесберегающая физкультура в школе. — М., 2010. — С.321.
  6. Нестеров В.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков. — М., 2001. — С. 114
  7. Физкультурно-оздоровительная работа в школе / Под ред. A.M. Шлемина. — М.: Просвещение, 2011. — 144 с.
×

Задать вопрос

*
*
Задать вопрос автору
Вы можете задать вопрос по статье автору.
Задать вопрос
×
×

Задать вопрос

Здесь вы можете задать вопрос коллегам.
*
×